Сегодня был обнародован факт, о котором говорилось еще до наступления 2020-го года: Россия и Беларусь не смогли договориться об условиях поставки нефти и газа и подписать новый контракт до истечения срока действия старого. Прокачка сырой нефти и газа на белорусские нефтеперерабатывающие предприятия полностью прекращена.
Этот наиболее печальный исход событий озвучили обе стороны – и представители белорусского «Белнефтехима», и российского нефтетранспортного монополиста «Транснефти». Комментируя ситуацию, российская сторона была весьма лаконична. По заявлению наших транспортников, нефть на белорусские НПЗ не поступала по причине того, что ни одна российская компании пока не подавала заявок на подобные поставки.
В «Белнефтехиме» в свою очередь сообщили, что в настоящий момент предприятия комплекса работают на остатках нефти, которые удалось накопить в конце минувшего года. При этом мощности задействованы на минимально возможном минимуме – просто чтобы избежать остановки производственного цикла.
Президент Беларуси до последнего момента предпринимал все усилия, чтобы добиться выгодных условий подачи нефти на НПЗ. Однако конкретных договоренностей достигнуто так и не было – несмотря на прямой, не протокольный звонок министру энергетики России Александру Новаку перед самым Новым годом.
По итогам бесплодных попыток договориться Лукашенко дал прямое указание обеспечить белорусские НПЗ альтернативной нефтью – в том числе и посредством реверса эмиратских и американских углеродов через нефтепровод «Дружба». Ранее в интервью радио «Эхо Москвы» президент eуже Беларуси высказывался о возможности такого сценария, который был болезненно воспринят российской стороной. Впрочем, тогда все решили, что Александр Григорьевич просто блефует. Однако приходится констатировать, что это не блеф.
Напомним, что ситуация с тарифами на нефть является краеугольным камнем белорусско-российских отношений не первый год. В последнее время в рамках унификации условий передвижения всех товаров для стран-участниц Таможенного союза Беларусь особо давит не только на «исторический, братский» союз России и Белоруссии, но и на компенсацию так называемого налогового маневра РФ, в результате которого косвенные убытки оцениваются страной-соседкой в сотни миллионов долларов.
Известно также, что, несмотря на напряженность в нефтегазовом вопросе, транзитные обязательства Беларусь исполняет в полном объеме – газ через страну проходит без препятствий.