Наши подождут: Минтранс готов отложить закон о локализации такси

локализация такси отмена - последние новости

Хорошая новость для всех таксистов Москвы и России в целом: Минтранс РФ готов поддержать перенос сроков вступления в силу закона о локализации автомобилей для работы в такси. Решение, казалось бы, техническое, на самом деле оно может серьёзно повлиять на рынок пассажирских перевозок, самозанятых водителей и даже на имидж отечественного автопрома.

Речь идёт о нашумевшем законопроекте, согласно которому с марта 2026 года все легковые транспортные средства, работающие в индустрии пассажирских перевозок, должны быть произведены в России или соответствовать системе оценки локализации, применяемой при госзакупках. Инициатива задумывалась как благая. Предполагалась, что это будет эффективная мера поддержки отечественного автомобилестроения, которая поможет стимулировать что спрос на машины российских марок. Также предполагался и дополнительный бонус для рынка такси в виде глобального обновления таксопарка по всей стране.

Однако с самого начала документ еще в стадии проекта вызвал бурные споры разногласия. Особенно активно высказывались так называемые водители на подработке — самозанятые автомобилисты, которые составляют значительную часть таксистов. Особенно актуально это для Москвы и других российских мегаполисов. Такие водители используют извоз в качестве не столько основного, сколько дополнительного заработка, таксуя на своём автомобилей в свободное время.

Именно они говорили, что большинство доступных по цене иномарок окажутся под запретом, а отечественные модели не смогут обеспечить ни тот же уровень комфорта, ни доступную стоимость обслуживания. В соцсетях и профессиональных сообществах началась волна обсуждений, в которой доминировал скепсис: по данным опросов, около 70 % самозанятых водителей не готовы перейти на российские автомобили, даже если им дадут на переходный период не несколько месяцев, а несколько лет. Многие говорили о том, что из-за невысокого качества российских машин они вообще больше будут стоять в гаражах и на сервисах, чем работать на линии.

Отрадно, что в Министерстве транспорта услышали эти сигналы. Как сообщил глава департамента госполитики в области автотранспорта Минтранса Александр Васильченко, обсуждается возможность переноса сроков действия закона как минимум до 2028 года — именно в этом время будут подведены итоги эксперимента с тем самым налогом на профессиональный доход для самозанятых, к которым относятся и многие таксисты. При этом чиновник не исключил, что отсрочка может быть более длительной — вплоть до 2030 или даже 2033 года. Такой шаг позволит «избежать резких движений на рынке» и дать автопроизводителям шанс предложить более конкурентоспособные модели.

Закон о локализации такси изначально разрабатывался Минпромторгом совместно с Минтрансом. В начале октября ведомство представило предварительный список разрешённых моделей, куда вошли автомобили Lada, «Москвич», УАЗ, Sollers, Evolute и Voyah. В дальнейшем планируется добавить Haval, Tenet и машины, собираемые на калининградском «Автоторе». При этом требования не будут распространяться на уже зарегистрированные в реестре такси автомобили, а также на сервисы аренды с водителем.

Тем не менее, даже такой список, по мнению экспертов рынка, остаётся узким. Аналитик агентства «Автостат» Сергей Целиков считает, что реальных предложений для сегмента «эконом» в России сегодня недостаточно: «Даже если предположить, что часть китайских брендов войдёт в перечень, по цене и качеству они пока не сопоставимы с иномарками 5–7-летнего возраста, которые сейчас активно используются в такси».

Президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин ранее предупреждал, что новые правила могут вытеснить с рынка значительную часть самозанятых водителей:

«Они просто не будут покупать машины из “локализованного” списка. Многие уйдут в тень — станут работать неофициально, как частные “бомбилы”, без лицензии и без налогов».

Опасения разделяют и представители агрегаторов. Один из участников рынка на условиях анонимности отметил, что жёсткая локализация ударит прежде всего по регионам:

«В Москве и Санкт-Петербурге ещё можно будет найти нужные модели, но что делать в Костроме или Улан-Удэ, где даже “Лады” в нужной комплектации не всегда есть в продаже?»

Политики, впрочем, пытаются сгладить ситуацию. В Госдуме звучат предложения предоставить самозанятым льготные кредиты и субсидии на покупку российских автомобилей, чтобы закон всё же заработал, но без социальной напряжённости. Однако пока это лишь идеи — чёткой финансовой поддержки правительство не предложило.

Отложить вступление закона в силу — решение, которое воспринимается многими как компромисс. Оно позволит выиграть время и для отрасли, и для государства. Но в долгосрочной перспективе вопрос остаётся открытым: если российский автопром не сумеет предложить рынку доступные и надёжные автомобили, никакая отсрочка не спасёт саму идею локализации.

На данный момент в профессиональной среде преобладает умеренный оптимизм. Отложенный закон даёт шанс скорректировать требования, учесть реальные возможности отрасли и не разрушить тот сегмент рынка, который сегодня обеспечивает миллионы поездок ежедневно. Впрочем, как отмечают эксперты, для этого придётся не просто продлить сроки, а пересмотреть сам подход — от формальных показателей «локализации» к реальной экономической целесообразности.
==
Если вам интересны «Новости Москвы и Подмосковья», подписывайтесь на наш неназойливый Telegram-канал и будьте всегда в курсе!

Самые свежие новости Москвы и Подмосковья - сегодня, здесь и сейчас. Мы тщательно стараемся и собираем для вас только наиболее интересные и актуальные новости Москвы и Московской области.
Яндекс.Метрика
© 2014-2025 Новости Москвы Сегодня. Создание и поддержка - Лаборатория Контент Маркетинга.