Как это было
Аляска была открыта русскими первопроходцами Гвоздевым и Федоровым в 1732 году. Первоначально она осваивалась частными российскими компаниями и финансистами. Однако, начиная с 1799 года, была монополизирована специально созданной Русско-Американской компанией. Одним из учредителей этого предприятия был граф Резанов – тот самый, который стал главным героем сначала поэмы Андрея Вознесенского, а затем и рок-оперы «Юнона и Авось», созданной Алексеем Рыбниковым.
Первые предположения о необходимости и даже неизбежности продажи Аляски Северо-Американским Штатам стали появляться еще в 1853 году. Основным мотивом была политика – продажа позволила бы улучшить отношения с Америкой и в то же время «насолить» Англии, с которой Россия подчас не просто соперничала, а открыто враждовала.
В 1857 году инициативу поддержал и озвучил младший брат Александра II Константин, однако до совещания, на котором это судьбоносное решение было одобрено самим государем, прошло еще без малого десять лет. После переговоров, которые состоялись весной 1867 года, была установлена и окончательная стоимость сделки – 7,2 миллионов североамериканских долларов.
Мнения, суждения и сомнения
Тема правильности решения продажи Аляски не дает покоя многим историкам, политикам и обычным демагогам, которые любят рассуждать на любые поводы и на все имеют собственную точку зрения.
Особо обращается внимание на тот факт, что де факто Аляска не продавалась, и лишь отдавалась в аренду на 99 лет. А в 1966 году, когда мир все еще был недалек от реальной угрозы ядерной войны после Карибского кризиса, СССР предпочел не накалять ситуацию и не поднимать этот вопрос «за давностью лет и по геополитическим соображениям». И теперь, когда по таким же соображениям Крым вернулся в состав России, некоторые особо смелые нет-нет да и скажут – а может?…